ПРОЕКТ ИННОВАЦИОННОЙ ПЛОЩАДКИ
МКОУ «ДЕЛЬГЕЙСКАЯ СОШ»
РАЗВИТИЕ РЕЧИ +
(РАЗВИТИЕ РЕЧИ ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ)
РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
1
|
Наименование программы
|
«Развитие в процессе экологического воспитания»
|
2
|
Разработчик программы, руководитель инновационной площадки
|
Группа учителей МКОУ «Дельгейская СОШ» Олёкминского района РС (Я)
|
3
|
Цель
|
Научить обучающихся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному через работу экологической направленности, вовлекая их в творческую деятельность.
Воспитывать творческую, социально-активную личность, понимающую законы природы.
|
5
|
Задачи
|
-
Развитие умения правильно говорить, умение слушать;
-
Воспитание ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды.
-
Формирование экологического мышления на основе ознакомления их с разнообразием природы родного края и изучения комплекса экологических проблем;
-
Формирование навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
|
6
|
Сроки и этапы
|
1. Подготовительный этап - 2017-2018 учебный год
2. Основной этап – сентябрь 2017- сентябрь 2021 гг.
3. Обобщающий этап – 2021 – 2022 уч. год
|
7
|
Исполнители и участники программы
|
Администрация; педагоги школы, родители, учащиеся 1-6 классов
|
8
|
Источники финансирования и ресурсного обеспечения программы
|
Средства школы, спонсорская помощь
|
9
|
Ожидаемые конечные результаты
|
Развитие умения правильно говорить, умение слушать;
Воспитание ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды.
Формирование экологического мышления на основе ознакомления их с разнообразием природы родного края и изучения комплекса экологических проблем
Умение правильно, логично, точно излагать процесс проделанной работе в текстах публицистического стиля, в выступлениях перед большой аудиторией, писать эссе
Формирование навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
Повышение уровня профессиональной компетенции учителей школы по данной проблеме.
Освоение учащимися творческого подхода к любому виду деятельности.
Развитие коммуникативных способностей в коллективе единомышленников.
Создание развивающей образовательной среды для ребёнка.
|
РАЗДЕЛ 2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
- Конституция РФ.
- Конвенция ООН о правах ребенка.
- Закон «Об образовании в РФ» № 273 ФЗ
- Лесной кодекс РФ
- Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, основного общего образования
- Устав МКОУ «Дельгейская СОШ»
- Программа развития МКОУ «Дельгейская СОШ»
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ
Актуальность
На современном этапе развитие речи и мышления является одной из основных задач воспитания и обучения школьников. Речь детей односложная, состоящая лишь из простых предложений; недостаточный словарный запас. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ, плохая дикция. Углубление и совершенствование мысли непосредственно влияет на ее словесное оформление. И наоборот, четкость речи делает более понятной высказанную мысль.
Для развития речи необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни, игры. Остановимся подробнее на влиянии природного окружения на развитие речи детей.
Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи. Познание природы будит «ребячью мысль», способствует развитию творчества и самостоятельности, учит «вдумчивее» относиться к природе.
Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ученика, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи. Ученик учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Это создает предпосылки для формирования таких ценных качеств связной речи, как достоверность, доказательность, последовательность, четкость. Дети учатся рассуждать, рассказывать, описывать. Процесс познания природы во всем ее многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явления со всех сторон. Поэтому в педагогическом процессе ознакомлению с природой с целью развития речи детей должно уделяться особое внимание.
В своей работе по развитию речи мы выделяем несколько моментов:
Обогащение и активизация словаря;
Развитие диалогической речи;
Развитие монологической речи;
Индивидуальная работа с детьми.
Обогащение и активизация словаря.
Прежде чем говорить о путях развития связной речи школьников на основе экологического воспитания, следует остановиться на работе по обогащению и активизации их словаря.
В этой работе должны обращать внимание на следующее:
отбор необходимого словарного материала;
правильность собственной речи;
создание речевых ситуаций, побуждающих детей употреблять определенное слово или предложение. Педагог поощряет детей, когда они используют образные выражения, сложные правильно построенные предложения, высказывают собственное отношение к событиям. Положительная оценка педагога самостоятельного речевого решения ребенка дает ему уверенность в своих силах.
Развитие диалогической речи.
Диалогическая речь учеников развивается при проведении бесед, рассматривании картин о природе, чтении художественной литературы, театрализованной деятельности.
Анализ речи детей во время бесед показывает, что в основном они употребляют простые предложения, причем простых нераспространенных предложений почти в два раза больше, чем простых распространенных. Предложения с однородными членами, обособленными оборотами, сложные предложения с различными придаточными встречаются редко. Дети употребляют много неполных предложений. Что же делать?
Для развития связной речи детей особенно ценны вопросы, способствующие раскрытию причин явлений, установлению связей между ними, установлению закономерностей в сезонных изменениях природы. Отвечая, дети стараются возможно полнее охарактеризовать явление, назвать словом установленную связь, обозначить в соей речи последовательность развития.
Во время первых бесед по новому для детей материалу целесообразно предлагать им повторять речевой образец педагога. Например, на вопрос «Почему зимой река покрыта льдом?» дети отвечают: «Холодно», или «Потому что холодно». Учитель предлагает им свою фразу, где есть связь явлений, и просит повторить ее: «Зимой река покрыта льдом, потому что холодно», «Вода от холода замерзает, и река покрывается льдом», «В начале зимы морозы небольшие, поэтому лед на реке тонкий», «Чем сильнее морозы, тем толще лед».
Часто дети аргументируют свои суждения о природе примерами их собственного опыта, субъективными ощущениями: «Сегодня мороз большой, даже щеки щиплет», «Мороз за нос хватает и за щеки». Это надо приветствовать.
Чтобы вызвать интерес у детей и повысить их активность во время беседы, советуем начинать беседу рассказом из собственных наблюдений педагога, а в процессе ее использовать загадки, речевые логические задачи. Решение таких задач не вызывает у ребят затруднений. Опираясь на знания, полученные путем наблюдений и элементарных опытов, они легко устанавливают связь между явлениями, отвечая на вопрос «Почему?». Особенно полезны такие задачи тем, что они побуждают детей пользоваться развернутой формой речи, приучают их к составлению различных видов сложных предложений. Также часть беседы можно посвятить пословицам и поговорка о данном времени года, предмете или явлении природы.
Рассматривание картин также помогает развивать речь детей. Хочется отметить, что даже в младшем школьном возрасте рекомендуется в первую очередь рассматривать не предметные, а сюжетные картины, так как они дают возможность больше заметить, о большем сказать. Несложные сюжетные картины, написанные без излишней детализации и стилизации стимулируют развитие речи детей.
Развитие монологической речи.
Учить детей рассказывать – это значит развивать у них монологическую форму речи. Монологическую речь характеризуют следующие особенности:
развернутость и полнота фраз, обеспечивающие понимание слушателями предмета речи;
активность и произвольность, выражающаяся в умении говорящего выбрать главное, о чем нужно сказать, и найти для этого соответствующую форму;
организованность, понимаемая как необходимость для говорящего спланировать всю речь, логически связать ее отдельные компоненты.
Сюжетный рассказ о природе доступен всем детям, поскольку в нем должны быть отражены конкретные знакомые им ситуации. Наименьшую трудность вызывают описательные рассказы, построенные на сравнении разных времен года. Ребята описывают предметы и явления, которые они неоднократно наблюдали на прогулках и экскурсиях. Чтобы помочь детям в составлении такого рассказа, можно использовать пейзажные картины.
Труднее детям составить рассказ о сезоне в целом, поскольку эта тема требует уже умения выделять существенное, отбрасывать детали, обобщать, рассказывать достаточно полно и не повторяться. Не сразу дети могут передать в рассказе и свое отношение к тому, о чем они рассказывают.
Самым трудным из всех видов рассказов о природе является описательный рассказ об отдельном предмете или явлении природы. Составление его требует от рассказчика определенной культуры восприятия и непременного проявления своего эстетического отношения к описываемому предмету.
Таким образом, можно заметить, что процесс обучения рассказыванию о природе отличается от обучения рассказыванию на другие темы. Если при обучении рассказыванию на любые другие темы составление описательного рассказа предшествует сюжетному или сопутствует ему, то при обучении рассказыванию о природе на первом месте стоит сюжетный рассказ.
Для развития умения детей самостоятельно составить четкий и последовательный сюжетный рассказ можно использовать такой прием, как АНАЛИЗ образца педагога, заключающийся в том, что после прослушивания рассказа-образца ребята должны ответить на такого типа вопросы педагога: «О чем я сначала рассказала?», «Чем закончила рассказ?», «О чем рассказала больше?».
Развитию четкости изложения способствуют ПЛАН и УКАЗАНИЯ к самостоятельной работе. Представляя себе перспективу повествования, ребенок легче составляет рассказ. Поэтому на первых этапах обучения детей сюжетному рассказу о природе полезно определять последовательность сюжетной линии. Но постепенно нужно отступать от подробных указаний, предоставляя ребятам возможность самим решать вопрос о плане и последовательности изложения.
Научить ребенка составлять описательный рассказ о природе - значит не только пробудить его интерес к тому, о чем он рассказывает, но и помочь ему понять, почувствовать красоту описываемого предмета или явления и тем вызвать у него желание найти необходимые слова и выражения, чтобы передать это в своей речи. Описательный рассказ – один из видов творческого рассказа. Рассказ должен быть очень выразительным. А для развития выразительности детской речи способствуют различные задания, выполнение которых требует от ребенка самостоятельности, творческой активности.
Одним из видов творческих заданий является составление детьми рассказов-этюдов о предметах и явлениях природы. Рассказы-этюды – это небольшие рассказы на предложенную тему, своеобразные словесные зарисовки. Составление таких рассказов может занимать занятие целиком или быть его частью. Цель рассказов-этюдов – развитие образности и точности языка, выработка умения несколькими предложениями охарактеризовать предмет или явление, найти для его описания наиболее выразительные слова. При этом педагог должен обратить особое внимание на свой рассказ-образец, а также наметить с детьми план их рассказов. Сначала этот образец используется детьми часто, затем они получают установку рассказать по-своему. В дальнейшем педагог предлагает свой образец только в конце занятия. В этом случае он как бы подытоживает, обобщает высказывания детей.
Составление рассказов-этюдов пробуждает интерес детей к языку. Они охотно учатся «придумывать красивые рассказы», с удовольствием подбирают образные слова и выражения, вставляют их и в разговорную речь.
Детям также очень нравится рифмованная речь. И поэтому целесообразно чаще давать задания : «Придумай загадку», «Вместе придумаем стихи» и т.п.
В заключении необходимо сказать, что развитие речи, и особенно связной речи – это самый сложный момент в обучении. И проводить его надо постоянно, во всех видах деятельности, в течение всего педагогического процесса. Это требует от педагога огромных знаний, умений, усилий, терпения. Результаты не заставят себя ждать. Но какая бы работа не проводилась, надо всегда помнить, что многое еще зависит и от генетически заложенных в ребенка данных. Всегда надо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка и развивать их в зависимости от его способностей
Обоснование данной темы:
Данная тема инновационной площадки ориентирована на процесс развития речи и формирования экологической культуры личности, формирования духовно -нравственных качеств личности, создание педагогических условий для учащихся во внеурочной деятельности и на уроках. Система работы программы включает в себя:
-
социальную солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
-
гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
-
семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
-
труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость;
-
наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
-
нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
Экспериментальная площадка рассчитана на 5 лет.
РАЗДЕЛ 4. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель: Научить обучающихся свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному через работу экологической направленности, вовлекая их в творческую деятельность.
Воспитывать творческую, социально-активную личность, понимающую законы природы.
Задачи: Развитие умения правильно говорить, умение слушать;
Воспитание ответственности, чуткости, доброты, отзывчивости, заботы и бережного отношения к природе и людям, стремление внести свой вклад в сохранение и улучшение природной среды.
Формирование экологического мышления на основе ознакомления их с разнообразием природы родного края и изучения комплекса экологических проблем;
Формирование навыков исследовательской и творческой направленности через проектно-исследовательскую деятельность учащихся.
Принципы реализации:
-
традиционный, всем известный и неотменяемый принцип возрастного и индивидуального подхода в воспитании и обучении детей;
-
принцип интерактивности, ориентирующий на использование личностно-ориентированных подходов, форм воспитания и образования детей и родителей (педагогического сопровождения семьи в целом) с учетом реального состояния и запросов семьи; формирование активного нравственного сознания всех участников педагогического процесса; активного культурного и духовного сознания педагогов; активного педагогического сознания родителей, активной и творческой мотивации через использование различных форм социокультурного просвещения, развития познавательной и духовной сферы, коммуникативных и управленческих навыков и детей, и родителей.
РАЗДЕЛ 5. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
1. Повышение уровня профессиональной компетенции учителей школы по данной проблеме.
2. Умение обучающихся излагать свои мысли по всем правилам русского языка как в устной, так и в письменной форме.
3. Развитие интереса, интеллектуальных инициатив обучающихся.
4. Освоение творческого подхода к любому виду деятельности.
5. Развитие коммуникативных способностей в коллективе единомышленников.
6. Создание новых форм образовательной и воспитательной работы, позволяющих развить самодеятельность и творчество учеников
7. Активизация духовного, патриотического и культурного сознания, повышение уровня воспитанности учеников
8. Вовлечение родителей и общественности в процесс формирования исследовательской и информационной культуры обучающихся.
ВОЗМОЖНЫЕ ЗАТРУДНЕНИЯ:
1.Возникновение у учителей существенных затруднений, обусловленных сложившимися стереотипами профессиональной деятельности.
2. Возрастание объёма информации о возможностях обучающихся может привести к несвоевременной её обработке учителями.
МЕРЫ КОМПЕНСАЦИИ ВОЗМОЖНЫХ НЕГАТИВНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ:
1. Проведение педсоветов, методических советов, семинаров для учителей по теме программы.
2. Посещение учителями проблемных курсов по данному направлению
РАЗДЕЛ 6. СРОКИ И ЗАДАЧИ ЭТАПОВ РАБОТЫ ПО ПРОГРАММЕ
Этапы
|
Задачи
|
Сроки
|
Ответственные
|
1. Подготовительный
|
- Изучение и анализ научно – исследовательских, программно – методических и документальных источников по проблеме экологического воспитания и развития речи.
- Определение цели и задач исследовательской работы.
- Разработка диагностических материалов и выбор методики отслеживания результатов, формирование мониторинга экологического воспитания
- Повышение уровня профессиональной компетентности учителей по данному вопросу через прохождение курсовой подготовки, проведение педсоветов, методических советов, семинаров;
-Изучение, обобщение и распространение опыта, накопленного в области экологического воспитания;
-Формирование системы сотрудничества с родителями;
- Обеспечение условий для реализации программы (нормативно- правовое, научно- методическое и кадровое обеспечение, распределение функциональных обязанностей между участниками программы);
- Организация работы волонтёрского отряда;
- Заключение договоров с социальными партнерами
- организация работы кружков.
|
2017-2018 учебный год
|
Администрация школы;
педагоги
|
2.Основной
|
- Создание центра экологического воспитания и развития речи;
- Создание системы деятельности в рамках дополнительного образования по данному направлению;
- Проведение мероприятий по развитию речи и экологическому воспитанию (митинги, диспуты, сельские собрания, родительские собрания и т.д.)
- Разработка рекомендации по обеспечению преемственности системы по формированию проектно-исследовательских навыков школьников при переходе в основную школу;
-Представление и обсуждение промежуточных результатов работы по программе.
-Организация совместной деятельности школы и семьи; информационно-просветительская и культурно-просветительская деятельность;
- Педагогическое сопровождение семьи в вопросах экологического воспитания детей;
-Мониторинг результатов реализации проекта и формирование перспектив дальнейшего развития системы духовно-нравственного образования и воспитания;
-Интеграция экологического содержания в действующие социально-гуманитарные программы;
- Трансляция опыта работы по взаимодействию с родителями в образовательные учреждения
- Выпуск школьной газеты, предоставление материала в СМИ районного, республиканского, российского уровней
|
2018-2019; 2019 – 2020; 2020 – 2021 учебные годы
|
Администрация школы, педагоги, родители, ученики
|
3. Обобщающий
|
- Проведение итогового мониторинга и
представление конечных результатов работы широкой общественности;
- Обобщение опыта работы педагогов по данной теме.
-Мониторинг результатов реализации проекта и формирование перспектив дальнейшего развития системы экологического воспитания и развития речи
|
2021-2022 учебный год
|
Администрация школы, педагоги
|
РАЗДЕЛ 7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация программы инновационной площадки осуществляется через работу:
1. С педагогическим коллективом:
-
определение основных направлений работы школы по формированию экологической культуры и развитию речи, освоение и использование современных технологий обучения и воспитания в учебно-воспитательном процессе;
-
повышение квалификации педагогического коллектива школы по проблеме через посещение курсов
-
создание проблемной группы педагогов;
-
организация мониторинга за изучением уровня развития речи
-
обучающие семинары, консультации;
-
участие педагогов в конкурсах различных уровней;
-
обобщение опыта.
2. С обучающимися:
-
участие школьников в различных видах урочной и внеурочной деятельности;
-
проведение исследований и разработка проектов в урочной и внеурочной деятельности;
-
проведение конференций;
-
участие в конкурсах различных уровней;
-
участие в работе волонтёрского отряда.
-
С родителями:
-
конференции, всеобуч для родителей;
-
участие родителей в трудовых операциях и других видах социально значимой деятельности;
-
оказание помощи детям в реализации программных мероприятий.
-
С общественностью:
РАЗДЕЛ 8. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ ПО ТЕМЕ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 9. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ